Включите JavaScript в настройках браузера.
Выберите режим
24 ноября 2019
Сейчас читают:

Лётчик из Усть-Каменогорска о своём призвании, высотной романтике и страхе

Лётчик из Усть-Каменогорска о своём призвании, высотной романтике и страхе

Из парашютиста в летчики, а из летчиков в парапланеристы? Николай Петинцев вновь и вновь покоряет небо, игнорируя закон земного притяжения.

Найти своё призвание

Любовь к небу у Николая Петинцева началась задолго до первого полета. Наш герой с ранних лет знал, что будет управлять самолетом. Он с улыбкой вспоминает, как, будучи седьмым ребенком в семье, веселил домочадцев своей бурной реакцией на "железных птиц", пролетающих над головой.

— Мои братья и сестры рассказывали мне, что в детстве, копая картошку, я внимательно следил за пролетающими в небе самолетами, показывал на них пальцем и заявлял: "Я однажды буду в кабине!" Уже в пять лет я знал, что буду летчиком, — говорит Николай. — А эти полосы, которые остаются в небе от пролетающего самолета, я потом рисовал.

В 16 лет наш герой занялся парашютным спортом. На базе авиаспортклуба ДОСААФ 26 апреля 1978 года он совершил свой первый прыжок, который до сих пор помнит в подробностях.

— Нас готовили к этому три месяца. Мы уже сами укладывали парашюты и психологически были настроены на прыжок благодаря работе на специальных тренажерах. Но все равно было страшно. И в первую очередь страх возникал из-за того, что самолет развивал скорость порядка 180 километров в час. Поэтому, когда мои товарищи совершали прыжок, в воздухе их швыряло из стороны в сторону, как котят. А я смотрел и понимал, что сейчас мне тоже предстоит пройти через это, — рассказывает летчик.

На данный момент за спиной у Николая уже 1500 прыжков. Мужчина отслужил в десантных войсках и после армии вернулся в ДОСААФ в качестве инструктора.

За этот период парашют подводил его три раза. В 1981 году при подготовке к чемпионату Советского Союза во время прыжка произошел разрыв парашюта, но запаска обеспечила мягкое приземление. Второй отказ случился 26 апреля 1984 года, когда в небе влажный парашют схватился на высоте льдом — и не раскрылся. А ровно через месяц после выполнения в воздухе комплекса сложных фигур произошел полный отказ снаряжения. Запасной парашют Николая сработал на критической высоте. Мужчина признается, что в случае неудачи он оказался бы на земле уже через три секунды свободного полета.

Николай подчеркивает, что каждое удачное приземление после отказа парашютисты отмечают шампанским. Бутылку открывают в кругу друзей так, чтобы пробка щелкнула. А затем в обязательном порядке каждый отпивает по глотку. Такая вот традиция.

Парашюты, самолёты и парапланы

После третьего отказа парашюта Петинцев переквалифицировался в летчики. В военное училище его не взяли, сообщив, что он перерос возраст поступления. Поэтому Николай свободным набором был зачислен в Барнаульское военное училище летчиков.

Ну а после училища наш герой стал командиром авиационного звена. На стратегическом бомбардировщике "СУ-24" совершал боевые вылеты в Афганистане. Однако об этом летчик говорить не любит. Тяжелыми воспоминаниями он предпочитает не делиться.

Также некоторое время мужчина был коммерческим пилотом — орошал поля. Но очень быстро стал задыхаться в прямом и переносном смысле. Во-первых, работа с химикатами и удобрениями негативно отражалась на здоровье. Ну а во-вторых, не по душе летчику была такая работа. Поэтому увлекся парапланами. И вот уже 10 лет Петинцев проводит больше времени в небе, чем на земле.

О летном деле Николай говорит много и охотно. В ходе разговора с улыбкой признается, что все летчики — очень суеверные люди.

— Даже если ты уже сидишь в кабине самолета, а впереди по взлетке кто-нибудь пройдет, надо обязательно выйти из самолета. Нельзя просто так подниматься в небо после того, как кто-то пересек взлетную полосу, — со смехом поясняет Петинцев. — На самом деле примет очень много. Еще одна связана с цифрой тринадцать. Даже в советское время тринадцатого числа мы не работали. Да, приходили утром на работу и строились. Но на этом рабочий день заканчивался. У нас, у летчиков, не существует тринадцатых чисел, самолетов и квартир.

Также не проводились полеты и в новолуние. И изменить этот уклад, по словам Николая, могла только война.

Есть свои традиции и у парашютистов. Например, они не носят обручальных колец. Но связано это вовсе не с суевериями.

— Парашютисты не носят кольца. Мы даже обручальные кольца снимаем. Это ведь очень опасно. На моей практике было много таких случаев: парашютист прыгал с самолета, а кольцо цеплялось за элементы корпуса — и человек оставался без пальца, — вспоминает Николай.

О страхе и любви

Николай Петинцев не стесняется говорить, что испытывает чувство страха. Более того, мужчина признается: именно ради адреналина парашютисты, летчики и парапланеристы вновь и вновь поднимаются в небо.

— Страх и адреналин помогают сосредоточиться. Тело напряжено, мысленно отрабатываешь все отказы и аварийные посадки, — объясняет Николай. — Вероятность того, что возникнет неполадка или опасность, очень велика. Люди в обычной жизни редко осознанно идут на риск. А мы делаем это ежедневно. Но мы для этого созданы. Небо выбрало нас. А оно не всех к себе подпускает, — подчеркивает летчик.

И действительно, на высоте остаются лишь единицы. Как рассказывает Николай Петинцев, на базе ДОСААФ ежегодно свой первый прыжок совершали 350 ребят. Среди них были как мальчишки, так и девчонки. Но в конечном итоге оставалось около пяти человек, прыгавших более трех раз. И лишь один-два человека связывали свою судьбу с небом, приручив страх.

На некоторых боязнь высоты и вовсе действует парализующе.

— Когда я был в спецназе ВДВ, нам на переподготовку привезли "дедушек". Мы готовили их к прыжку и выбрасывали с самолета. Бывало такое, что здоровые мужики забивались в угол или под лавочку, да так, что их было не достать. Кричали оттуда: "Прыгать не буду! Ты моих детей кормить будешь, если разобьюсь?" А я в ответ кричал: "Нет. Но приказ был вас из самолета выкинуть!" — вспоминает летчик.

Несколько раз Николай и сам оказывался в смертельной опасности, в условиях, когда страх вот-вот парализует все тело. Но летчик быстро брал себя в руки. Так, во время полета на "МиГ-21" при посадке произошел разрыв пневматики. Детали попали в топливный отсек, и самолет загорелся.

— Скорость переваливает за 400 километров в час, посадка, а у меня самолет горит! Но я понимал, что за мной летят люди и им тоже надо приземлиться. Поэтому посадку совершил и за счет остаточной скорости срулил со взлетной полосы, полностью остановил двигатель и покинул самолет. Технику потушили пожарные, — уточняет детали Николай. — На земле после таких случаев мысль одна — слава Богу, жив! Покурил, попереживал — и забыл. Летчик жив, самолет цел — полет удался.

Николай рассказывает, что бороться с паникой помогает изучение инструкций. Есть целые книги "особых случаев", в которых прописаны возможные причины отказа самолета и соответствующие инструкции. И летчик учит их наизусть. Необходимо так вызубрить информацию, чтобы выполнять все на автомате. В противном случае взять себя в руки за те несколько мгновений, что самолет пикирует вниз, не удастся.

— Второй раз тебе думать никто не даст. Секунда — и два метра ниже горизонта. Это на земле можно остановиться и подумать. А воздух ошибок не прощает, — дополняет наш герой.

Удивительно слушать, как легко летчик рассказывает о таких страшных вещах. Но у людей, покоряющих небо, какая-то особенная философия. Даже несчастные случаи они воспринимают как превратность судьбы, от которой не скрыться.

— Много нас не возвращалось. Наверное, приходило время. Видимо те, кто не вернулся, были нужны там, наверху, — задумчиво говорит Николай.

Но боятся не только летчики. Переживают и их жены. Не так-то просто отпускать мужа в небо, осознавая, что он может не вернуться.

— Летчик ищет такую женщину, которая верит в то, что муж вернется, — задумчиво произносит Николай. — Свою любовь я встретил... в небе! Пришел из армии, увидел девчонку-парашютистку — и влюбился.

Супруга Николая, по его собственному признанию, страсть мужа к полетам понимает и принимает. Преград на пути к любимому делу она ему никогда не чинила. Возможно, в этом и заключается секрет их счастливого брака, который длится уже 35 лет.

Не стала жена Николая противиться и решению мужа отправить сына в авиацию. Владу Петинцеву 23 года. Парень закончил Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина. Совершает прыжки и летает, как и его отец.

— Очень редко сыновья идут по стопам отцов-летчиков. Дети ведь часто делают все наперекор советам родителей. Своего я не убеждал, взял за шиворот и привез в летное. К этому готовил его с самого детства, — с улыбкой говорит Николай.

Сыном, продолжающим династию, он очень гордится.


Сын Николая Влад пошёл по стопам отца

Елизавета Седых
Фото из личного архива Николая Петинцева

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней