Включите JavaScript в настройках браузера.
Выберите режим
5 июня 2022
Сейчас читают:

Стоматолог из Усть-Каменогорска создаёт рукотворную красоту

Стоматолог из Усть-Каменогорска создаёт рукотворную красоту
Фото Анна Бояринова в сценическом костюме собственного изготовления

Скромные странички жительницы областного центра Анны Бояриновой в социальных сетях посещают в основном ее друзья, коллеги-стоматологи и пациенты. Но есть люди, которые заходят туда специально, чтобы приобщиться к красоте шедевров, созданных из натуральных камней.

Анна имеет нетривиальное хобби – она ювелир-любитель. Мастерица работает в основном с натуральными материалами, утверждая, что они долговечные и прочные, а их сочетания подсказывает сама природа. У Анны много талантов, и когда дело доходит до самореализации, она ни в чем себе не отказывает. Но работа с камнями – это особое занятие, требующее способности быть в гармонии с природой и видеть душу будущего изделия, а также отточенных умений и безупречного вкуса.

Ты помнишь, как всё начиналось?

Аня родилась и живет в Усть-Каменогорске, за исключением короткого периода студенчества в Семее.

— В нашей семье все женщины были рукодельницами, — вспоминает женщина, — мама, бабушка, тетя. И меня тоже приобщали к этому с детства. Шитье, вязание, вышивка гладью и крестом - в нашей семье этими видами рукоделия все владели на достаточно хорошем уровне. Я помню, что первое свое довольно кривенькое вязание крючком я принесла в детсад, чтобы похвастаться. Мне было шесть лет. Это было нормой, потому что на постсоветском пространстве многие женщины так или иначе занимались этим из-за дефицита вещей.

По мере взросления девочка все больше ощущала тягу к тому, чтобы своими руками создавать красоту. В юности серьезно увлеклась вышивкой и плетением из бисера – доступного и недорогого материала. Началось новое увлечение с обычных фенечек, а затем появились идеи сложных и красочных ожерелий.

— Хотелось, чтобы модели были сложные и долговечные, но в этом плане бисер не оправдывает ожиданий, — сетует мастерица. — Через некоторое время он перестал меня удовлетворять, потому что быстро теряет вид, изделия рвутся. Выглядит все это кустарно, а хотелось чего-то другого.

Интерес к натуральным камням пришел в 2015 году, когда она увидела в интернете работы дизайнера бижутерии из Алматы Динары Перовой. Именно она и стала вдохновительницей и учителем для Анны.

— Это был как удар молнии или любовь с первого взгляда, — улыбается моя собеседница. — Это было то, чем я действительно хотела заниматься, то, что полностью удовлетворяло мои вкусы и представление о том, какую бижутерию я хочу носить и какую хочу делать. А когда попробовала, то поняла, чего мне не хватало — почувствовать себя творцом и ощутить связь с каждым своим изделием.

Аня прошла несколько мастер-классов у признанной художницы по камням и начала пробовать себя в новой ипостаси.

Материал с характером

— Почему именно камни? Камни — это особый материал, они притягивают, завораживают, к ним приятно прикасаться, — перечисляет мастерица. — В отличие от бисера, они не теряют цвета и блеска, не тускнеют. Изделия из камней долговечнее, прочнее и дольше хорошо выглядят. Для меня нет некрасивых камней. Любой из них по-своему прекрасен. Важно эту красоту выигрышно показать.

Иногда сам по себе камень может казаться невзрачным, но в сочетании с другими он заиграет. Или, наоборот, оттенит другой и станет совершенно незаменимым в композиции.

— Однажды мама подарила мне ожерелье из плоских синих бусин агата, которое не подходило ни к одному моему наряду, — вспоминает женщина. — Носить его было нельзя, а выкинуть или передарить мамин подарок — немыслимо. Долго оно у меня лежало. А когда я начала заниматься бусами из камней, я это ожерелье разобрала – и синие агаты легли в основу некоторых моих работ, в частности в колье "Сибины", в котором они символизируют пять озер. Там они были дополнены другими камнями и фурнитурой и заиграли совершенно по-новому.

В своих работах Анна также использует хрустальные и стеклянные бусины, перламутр, жемчуг, кораллы, керамику и металлическую фурнитуру, сочетающиеся по фактуре с камнями. Ни в коем случае не дерево и не пластик, которые теряют вид и форму со временем.

На изготовление одного украшения уходит от нескольких дней до нескольких месяцев. Это зависит от того, насколько в голове у мастера сложился образ будущего шедевра. Иногда это происходит сразу, а иногда капризные камни никак не желают выстраиваться в эстетической гармонии и приходится перебирать их по нескольку раз, пока результат не удовлетворит автора.

— Муки творчества на самом деле достаточно приятны, — убеждена Анна. — Вместе с ними появляется азарт. Начинаешь прикидывать, как сделать то или это. Вступаешь в свое­образную борьбу с материалом, результатом которой становится удовлетворение и чувство победы. А в процессе к тебе приходят новые идеи, которые подталкивают дальше.

Есть в процессе изготовления ювелирных изделий и проблемные моменты. Самый большой – когда идей масса, а материал заканчивается.

— Тогда на помощь приходят интернет-магазины, — рассказывает наша героиня. — Помимо местных, у нас есть специализированные магазины в Алматы и Нур-Султане, но там тоже ограниченный ассортимент. Если нужных материалов на казахстанском рынке нет, то приходится долго ждать посылку с Алиэкспресса. Тогда процесс создания украшения может растянуться на несколько месяцев.

Особых правил в работе не существует. Изделия, которые выходят из рук Анны, очень многообразны и сочетают разные технологии. Это могут быть однорядные и многорядные бусы затейливого дизайна, украшения в виде чокера (короткого ожерелья, плотно прилегающего к шее), ювелирно оформленные концы шарфа или платка. Аня говорит о том, что сочетать с камнями можно буквально все: цепи разных металлов, проволоку, леску. Техники включают способы закрепления камней, оформления концов ожерелий и прочие чисто технические моменты, а дальше начинается полет фантазии.

Камни, образ и наряд

— Вдохновение приходит в основном от нашей чудесной природы, причем не обязательно для этого ехать куда-то, достаточно просто посмотреть на прекрасные фотоработы наших местных художников, — признается Аня. — Вдохновиться можно, просто увидев красивое платье. Как-то подруга пришла ко мне в однотонном черном платье с интересным и необычным оформлением горловины. И сразу стало понятно, что к нему просто необходимо украшение, которое бы эту горловину подчеркивало. И сразу по­явился азарт сделать что-то такое, чтобы и платье заиграло, и украшение стало его удачным дополнением. И весь образ женщины стал ярче. Вообще я многие изделия начинала делать для того, чтобы украсить свои или чужие платья.

В своей работе мастерица придерживается строгого принципа: украшение не должно жить своей жизнью и затмевать человека, оно рождается для того, чтобы подчеркнуть его естественное обаяние и красоту. Оно должно вписываться в образ и оттенять его.

— Когда это происходит, то это приносит удовле­творение мне и нравится человеку, который с удовольствием носит мое изделие, а не просто кладет его в шкатулку, — говорит Анна. — Для меня это один из самых главных критериев оценки моего труда.

Первоначально Анна делала бусы для себя. Иногда дарила украшения самым близким друзьям. К сожалению, работа с натуральными камнями – хобби дорогое. А продавать изделие задешево – это неизбежная потеря средств. Тем не менее со временем появились ценители таланта и вкуса мастерицы, готовые дорого заплатить за ее искусство.

Одними из первых клиенток Анны стали девушки, увлекающиеся ролевыми играми.

— Моя знакомая пришла ко мне с просьбой сделать ей эльфийское ожерелье, — рассказывает собеседница. — Игра была по произведениям Толкина, и она выбрала себе образ эльфийской волшебницы. Сшила зеленое платье и приобрела ожерелье из серо-зеленых нефритов с кулоном в виде дерева. Ее это украшение не очень удовлетворяло: оно подходило по смыслу, но проигрывало по цвету яркому платью. Она попросила меня его оживить, но при этом оставить кулон. Сохранить идею эльфийских бус, но и чтобы их можно было носить в обычной жизни с другой одеждой. Задача была та еще, но я ее выполнила, дополнив и переделав это украшение. Клиентка осталась довольна, и мне понравилось с ней работать. Недавно она заказала вампирское ожерелье к игре "Бал у Дракулы", и я сделала ей оригинальное украшение из цепей и ювелирной металлической сетки с кроваво-красной стеклянной подвеской.

Ожерелья "Бал у Дракулы" и "Весенний лес"

Художественный талант и безупречный вкус Бояриновой ценятся в первую очередь женщинами.

Многогранность — наше всё!

В своем увлечении Анна опирается на те особенности собственного характера, которые сложились благодаря ее профессии. Ее специализация как стоматолога – реставрация зубов. Это дело, так же как и изготовление украшений, требует способности полностью сосредоточиться на процессе, скрупулезно продумывая и воплощая каждую мелочь.

— И моя работа, и мое хобби призваны делать людей красивыми, — улыбается Аня.

Вообще Бояринова — человек неуемный, когда дело касается творчества. Помимо ювелирного мастерства, которое она постоянно развивает, осваивая новые техники и материалы, Анна вяжет крючком оригинальные покрывала, любит дикий отдых, а также уже в течение многих лет поет на сцене в составе ретро-клуба "Эхо", подыгрывая себе на гитаре.

— Я окончила музыкальную школу по классу фортепиано, потом научилась играть на гитаре, а теперь осваиваю еще и синтезатор, — поясняет Анна. — Кстати, оба моих хобби благодаря клубу "Эхо" однажды пересеклись. В позапрошлый новый год у нас был праздничный концерт. Все решили, что петь будем в образе. У меня была песня про чукчей, к которой я сшила себе малицу, расписанную потом подругой-художницей настоящими чукотскими узорами, имеющими сакральный смысл. А я сделала себе очелье (налобная повязка – прим. редакции) с подвесками, расшила его бисером и бусами. Костюм получился прямо настоящий и очень гармонично дополнил концертный номер.

В своем творчестве Анна останавливаться не намерена. На очереди освоение нового материала – медной проволоки, для которого была куплена газовая горелка и набор инструментов. К тому же к маминому увлечению уже проявляет интерес школьница Катя. Пока работа с камнями еще тяжела для ее маленьких пальцев, но она стала первым ценителем и критиком Аниных работ. А в будущем планирует перенять полезные навыки и попробовать сотворить красоту собственными руками.

Мира Круль
Фото из архива Анны Бояриновой

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней