Включите JavaScript в настройках браузера.
Выберите режим
4 сентября 2021
Сейчас читают:

Стоит ли опасаться электросамокатов, рассекающих по Усть-Каменогорску

Стоит ли опасаться электросамокатов, рассекающих по Усть-Каменогорску

В республиканских новостях регулярно появляются сообщения о ДТП с участием электрических самокатов. Одни аварии заканчиваются легкими ушибами, а другие и вовсе приводят к летальным исходам. В Восточно-Казахстанской области подобных происшествий зарегистрировано не было, да и в целом массового перехода жителей на электросамокаты не наблюдается. Но ряды пользователей этого транспорта пополняются с завидным постоянством, а среди новообращенных водителей есть и несовершеннолетние, и те, кто едва знаком с ПДД.

Докатились до трагедии

2 мая 2021 года ДТП с участием электротранспорта произошло в Алматы. Ехавшие на самокате по тротуару парень и девушка сбили четырехлетнего ребенка, после чего, не останавливаясь, скрылись с места происшествия.

В июле в Костанайской области мужчина на электрическом транспортном средстве пересекал проезжую часть, не убедившись в безопасности маневра. В результате произошло столкновение с автомобилем и 43-летний электросамокатчик погиб.

А 23 августа 2021 года в Нур-Султане водитель электросамоката впал в кому после столкновения с пешеходом. По данным республиканских СМИ, мужчина объезжал остановившийся автобус, когда перед ним внезапно выбежал человек. В результате самокатчик перевернулся, получил черепно-мозговую травму и потерял сознание.

И судя по новостным сводкам, аварии с участием электрических средств индивидуальной мобильности в Казахстане не редкость. Однако наш регион эта напасть, по официальным данным, обошла стороной.

— В 2020 году и с начала текущего года на дорогах области дорожно-транспортных происшествий с участием электросамокатов, гироскутеров, моноколес, электроскейтбордов и подобных средств передвижения не зарегистрировано, — рассказали в департаменте полиции Восточно-Казахстанской области.

К слову, в соседствующей с нами Российской Федерации проблема с электрическим транспортом обстоит еще серьезнее. Там за первую половину 2021 года произошло 180 ДТП.

На каждом углу

Электросамокаты сегодня доступны каждому желающему, вопрос лишь в цене. На популярном сайте объявлений OLX можно найти десятки объявлений о продаже разных моделей электрических средств индивидуальной мобильности. Стоимость варьируется от 50 000 тенге за подержанный агрегат до 150 000 тенге и выше за новый.

Также есть несколько объявлений с пометкой "прокат". Час аренды электросамоката в Усть-Каменогорске стоит в пределах 1000 - 1500 тенге. Арендовать его можно и на целый день по сходной цене 5 000 тенге.  При этом в условиях проката не указано никакой дополнительной информации. Например, о том, что водитель должен быть старше 18 лет. Или о том, что он должен пройти обязательный инструктаж или знать основы ПДД. А ведь электросамокаты развивают приличную скорость. В числе прочих в прокатных пунктах города предлагают взять в аренду агрегат "Kugo S3 Pro". На сайте kugo-russia.ru указано, что данная модель может разогнаться до 35 километров в час. Чуть меньшую скорость до 25 километров в час развивает самокат "Xiomi M 365 Pro", который также есть в наличии у местных предпринимателей.

Любить, бояться, ненавидеть?

Мнения горожан насчет электросамокатов и их появления в нашем городе разнятся. Например, жительнице города Екатерине впервые довелось встретиться с резвым двухколесным транспортом еще в начале года.

— Мы шли с ребенком по тротуару в районе ТД "Император", а навстречу молодой парень на самокате летел. Он еще ехал сквозь плотный поток людей и пытался маневрировать. Его, естественно, из стороны в сторону болтало. Я напугалась и, когда он начал к нам приближаться, просто прижалась к краю тротуара, спрятав ребенка за спину, — вспоминает Катерина. — Ехал он довольно быстро. Мне кажется, что этим электросамокатам на тротуарах не место. А если бы он кого-то сбил?

Еще одна жительница Усть-Каменогорска Лилия с пользователями электрического транспорта регулярно встречается на набережной Иртыша.

— Они гоняют и по велодорожке, и по зоне для пешеходов. Очень сильно раздражает, что самокатчики сильно разгоняются. А если ребенок дернется и побежит, или я не успею среагировать на приближающийся транспорт, — возмущается горожанка.

Иного мнения придерживается создатель городского велосипедного клуба "FREEDOM" Сергей Иванов.

— Любой транспорт, что не дымит, я считаю, в нашем городе нужный и хороший. И неважно, от чего он работает, от ног или от батареи, — высказывает свою точку зрения Сергей. — Но по моему мнению, у нас электротранспорт совсем не развит. Если в крупных городах это средство передвижения, то у нас больше как забава.

Мужчина также отмечает: если аварийная ситуация с участием электросамоката и пешехода складывается на велодорожке, проблема тут не в электрическом транспорте, а в пешеходе, который зачем-то вышел на велодорожку.

Проблема есть, проблему видим

Электросамокаты словно выпадают из правового поля. Они, благодаря своим техническим особенностям, не вписываются ни в одну категорию существующих транспортных средств. Соответственно, и правил, на которые могут опираться электросамокатчики, тоже нет. Но если взять за основу текущую классификацию и размышлять логически, можно вычленить какую-то общую формулу поведения на дороге.

— Название "электросамокат" говорит само за себя. Это значит, что он имеет какой-то электродвигатель. А если он имеет электродвигатель, это уже техническое транспортное средство, которое обычно находится на проезжей части. Соответственно, управляющий им человек должен знать и соблюдать ПДД. Касается это тех, кто старше 14 лет. До 14 лет управлять электросамокатом нежелательно, а в дальнейшем их использование детьми будет, скорее всего, запрещено, — объясняет заместитель командира батальона патрульной полиции управления полиции Усть-Каменогорска Габит Абенов. 

Собеседник отмечает, что при управлении данным техническим средством желательно следовать по велосипедным дорожкам. Но так как в нашем городе они оборудованы далеко не везде, при их отсутствии двигаться надо по краю проезжей части в попутном направлении, соблюдая все правила дорожного движения.

— Ехать по тротуару можно лишь тогда, когда поблизости нет пешеходов. Но опять же, пешеходы могут появиться в любой момент, поэтому ориентироваться стоит на край проезжей части. Это не касается лиц младше 16-ти лет. Им на проезжую часть нельзя, — подчеркнул Габит Кенжебекович. — В жилой зоне допускается передвижение на максимальной скорости 20 километров в час. Но так как на электросамокатах отсутствует спидометр, водитель не может определить свою скорость. В связи с этим водитель сам выбирает безопасную скорость передвижения, за счет чего обеспечивает безопасность других участников дорожного движения.

По словам сотрудника полиции, управление электросамокатом в состоянии алкогольного опьянения категорически запрещено, так как это может привести к аварийной ситуации.

Найдут управу

Несмотря на то что электросамокаты пока остаются "невидимками" в правовом поле, в случае беспредела на дороге или в пешеходной зоне водителям модного транспорта не удастся избежать наказания.

В случае ДТП с участием пешехода, водитель электросамоката понесет ответственность по статье 615 Кодекса РК "Об административных правонарушениях" ("Нарушение правил дорожного движения пешеходами и иными участниками дорожного движения"). Указанная статья применяется потому, что электрический самокат официально не признан как транспорт.

В случае ДТП с участием автомобиля применяется статья 610 КоАП РК "Нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения, повлекшее причинение вреда здоровью людей, повреждение транспортных средств или иного имущества".

Предпринимателю, который сдал в аренду угодивший впоследствии в ДТП электросамокат, тоже может грозить наказание.

— При сдаче электросамоката в аренду нужно выяснить возраст, является ли клиент малолетним или несовершеннолетним. Также в пункте проката должны провести профилактическую беседу, объяснить правила передвижения, — уточняет Габит Абенов.

Стоит учитывать, что ДТП с участием электросамоката пока что относится к ситуации из ряда вон выходящей. И рассматривать ее будут в таком же порядке.

По актуальным данным проблема с электрическим транспортом активно прорабатывается на республиканском уровне.

— В настоящее время по поручению Правительства Республики Казахстан заинтересованными государственными органами с учетом международного опыта прорабатываются вопросы правового и технического регулирования использования электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности, в том числе их безопасной эксплуатации, — объясняют в департаменте полиции Восточно-Казахстанской области.

Елизавета Седых

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней