Включите JavaScript в настройках браузера.
Выберите режим
3 октября 2021
Сейчас читают:

О том, как в 85 лет жительница Усть-Каменогорска записалась в фитнес-центр и слетала к Белухе

О том, как в 85 лет жительница Усть-Каменогорска записалась в фитнес-центр и слетала к Белухе
Сания Домашева уверена: не нужно ничего откладывать на потом, не надо ждать удачного момента. Лучшее время - прямо сейчас
Фото Евгения Домашева

Сания Домашева скромно говорит, что она никогда не была профессиональным туристом. Не была спорт­сменкой. А вот активистка это, пожалуй, про нее. Всегда любила пробовать что-то новое неважно, в каком возрасте. В 80 лет она мечтала сесть на шпагат и ходила на акробатику. В 82 года освоила технику скандинавской ходьбы и пешком преодолевала по семь километров. В свои 85 полетела на вертолете и увидела Коккольский водопад, молельный камень Рериха, Белуху. Сания Домашева уверена: не нужно ничего откладывать на потом, не надо ждать удачного момента. Лучшее время прямо сейчас.

— У меня вообще-то техническое образование, я инженер-металлург по дорогим и редким металлам. То есть к туризму и спорту я вообще не имею прямого отношения, — рассказывает Сания Шакировна. — В Усть-Каменогорск приехала по распределению из Алма-Аты. Здесь познакомилась с будущим мужем. Сначала мы вместе работали в Казгипроцветмете, потом я перешла во ВНИИцветмет. Это был Всесоюзный научно-исследовательский институт. Мы проводили лабораторные исследования, расчёты, проектировали, чертили. Соответственно, много сидели. Может быть, из-за этого в выходные дни хотелось больше двигаться. А может быть потому, что в те годы туризм был массовым явлением. Люди отправлялись в походы, ходили на лыжах, были целые отряды туристов и организованный транспорт.

Сания Домашева вместе с суп­ругом редко проводили выходные дома. В субботу до обеда они еще работали, а уже во второй половине дня куда-то ехали с рюкзаками за спиной. И обязательно с фотоаппаратом: муж Сании Шакировны талантливо снимал на фотопленку ту красоту, что видел в походах. У них в доме были десятки потрясающих снимков из самых разных уголков ВКО.

— Помню интересный случай. В одном из походов нужно было перейти реку по бревну. Я оступилась, повредила ногу, была открытая рана, — вспоминает Сания Шакировна. — Руководитель нашей группы обработал мою ногу, но толком идти я не могла. И тогда решили положить меня на носилки. Носили так целых два дня, пока не вернулись домой. Думаете, это отбило у меня желание ходить в походы? Ничуть. Рана зажила, а душа снова просилась в путь.

Детство их сына тоже прошло в походах. Костры, палатки, дорога это то, что он видел с ранних лет. Видел своими глазами и через объектив фотоаппарата. Сейчас многие знают Евгения Домашева, он известный фотограф.

— И муж, и сын неоднократно бывали под Белухой. Но я сама туда ни разу не ходила. Даже не могу объяснить почему, — признается Сания Шакировна. — Мне казалось, что это очень тяжелый, длительный и сложный поход. Думала, я не смогу: часть пути нужно преодолевать на лошадях, а я на коне сидела только однажды и очень боялась. Короче говоря, я всегда находила оправдания, почему мне нельзя идти под Белуху. Всегда что-то останавливало, пугало, казалось, что вот сейчас — самый неподходящий момент.

Жизнь после выхода на пенсию

В 55 лет Сания Домашева ушла на заслуженный отдых. С удивлением смотрела на тех, кто не знает, чем заняться.

— У меня такой проблемы никогда не было, — улыбается Сания Шакировна. — Когда я вышла на пенсию — у меня появилось много новых интересов. Например, я стала серьезно заниматься дачей, начала ходить на специальные лекции по садоводству. Изучала с научной точки зрения, как и что лучше садить, как ухаживать за растениями. Все знания применяла на практике — на собственной даче, которая появилась незадолго до пенсии.

Акробатика это то, что тоже случилось именно после выхода на пенсию.

До этого была только гимнастика в далеком детстве. И привычка ежедневно делать зарядку уже в зрелом возрасте.

— Я чувствовала, что с годами теряю гибкость, — отмечает моя собеседница. — Сложнее давались движения, которые раньше делала легко. И я решила записаться на акробатику, мечтала сесть на шпагат. Позвала для компании на тренировки подругу. Мы с удовольствием занимались и были самыми старшими в группе. Правда, со шпагатом не сложилось. Но он у меня и в молодости не получался, поэтому расстраиваться не стала.

В 2018 году Сания Шакировна случайно увидела объявление о том, что в Усть-Каменогорске началось обучение скандинавской ходьбе. Тогда еще мало кто знал, что это за вид спорта. На людей с "лыжными" палками в руках смотрели удивленно.

— Меня это не смущало. Я решила попробовать и записалась на обучение к инструктору, — вспоминает Сания Домашева. — Пришла на одну тренировку, другую, третью - и у меня как-то быстро стало получаться. Я уловила суть техники, начала оттачивать движения. Вот уже четвертый год, как я везде и всюду хожу со скандинавскими палками. С ними я иду в магазин, еду на дачу, гуляю и участвую в международных марафонах. С палками в руках я могу пройти пешком семь километров. И в это время я совершенно забываю, что у меня болят колени, тазобедренные суставы, поясница. Когда вспоминаю об этом - иду к врачам. Жалуюсь им, что в последнее время очень тяжело нагибаться, не могу при наклоне руками до пола достать. Медики только улыбаются в ответ и говорят, что они уже давно не могут достать руками до пола, хотя по возрасту намного моложе меня.

Сания Домашева самая старшая из всех устькаменогорцев, которые официально занимаются скандинавской ходьбой.

Недавно она записалась на тренировки в фитнес-центр. Хочет уменьшить боли в коленях, пояснице и снова начать наклоняться до земли.

Полёт нормальный!

— Я уже говорила, что мой муж неоднократно бывал под Белухой. И сын там был, и даже внуки. А я не была, — повторяет Сания Шакировна. — Этим летом мой сын Женя стал летать над Белухой на вертолете. Он фотограф, и делает потрясающие снимки с высоты птичьего полета. В общем, в сентябре высказала сыну претензию: почему я до сих пор не летала с ним на вертолете и не видела Белуху? Я знала, что это коммерческие полеты и стоят они недешево. Однако на такую поездку мне было не жалко потратить деньги.

Сания Шакировна здраво рассудила: уж если она не решилась на поход к Белухе, когда была помоложе, то сейчас полет на вертолете - самый лучший вариант для нее. Не нужно преодолевать сложные спуски и подъемы, не нужно ехать на лошадях. Всё, что требуется - спокойно перенести взлеты и посадки.

— В середине сентября я полетела. Меня не тошнило, всё прошло отлично, — делится Сания Шакировна. — У нас было три посадки, мы увидели сентябрьский Катон — это невероятно красивое зрелище! Я увидела не на фотографиях — вживую — Коккольский водопад, услышала его шум, почувствовала мощь падающей воды. Нам повезло с погодой, и я смогла рассмотреть Белуху во всей ее красоте. Побывала у молельного камня Рериха. Многие говорят, что ощущают там особую энергетику. Знаете, что чувствовала я? Абсолютно четко осознала, что там, в окружении гор, в мои 85 лет у меня ничего не болело. Ни суставы, ни колени — хотя с восьми утра до семи вечера вся наша группа была на ногах.

Есть еще любопытные факты. Все окрестности Белухи Сания Шакировна в тот день обошла со скандинавскими палками. Вместе с другими туристами, ничуть от них не отставая.

— Только вниз к водопаду не стала спускаться: реально оценила свои возможности и риски, — говорит Сания Шакировна. — А в остальном — нигде не отставала от группы. Сначала немного переживала: как я буду в компании совсем незнакомых людей? Но всё получилось легко и просто: мы познакомились, подружились, и появилось ощущение, словно сто лет знаем друг друга. Думаю, все туристы меня поймут.

Кстати, Сания Домашева была самой старшей участницей того полета к Белухе. А в 85 лет это воспринимается как лучший комплимент.

Ирина Краскова

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней