Включите JavaScript в настройках браузера.
Выберите режим
11 августа 2019
Сейчас читают:

Кузнец из Усть-Каменогорска: Даже у железа есть душа

Кузнец из Усть-Каменогорска: Даже у железа есть душа

Горн, молот и железный прут. Вот стандартные предметы, которые кузнец Василий Чуркин использует в работе. Ну что необычного может выйти из железного прута? Но если за дело берется добрый человек, то даже грубый металл может удивительным образом превратиться в изящные, почти сказочные вещи. О том, как ремесло перевоплощается в искусство, узнавал корреспондент YK-news.kz.

Спасибо деду

Василию Чуркину 34 года. Работает плавильщиком-металлургом. У Василия добрый, открытый взгляд и немного застенчивая улыбка. Однако его совсем не назовешь человеком робкого десятка. Умелец самостоятельно обучился настоящему мужскому ремеслу. Два года назад Василий увлекся кузнечным делом, но к суровой работе подошел по-настоящему творчески. Каждое его изделие дышит душевной теплотой. Вот на стене дома раскинулась виноградная лоза с резными листьями и тяжелыми гроздьями, а вот уютное кресло-качалка. Очевидно, что у мастера художественный вкус. Что же побудило его увлечься кузнечеством?

Я не просто так решил заняться ковкой. Еще мой дедушка и прадедушка владели этим ремеслом. Чтобы дело деда не пропало, не забылось, я захотел тоже научиться ковать. Хотя для меня это все-таки хобби. Занятие, которое позволяет мне отдыхать, отвлекаться от суеты. Самая первая вещь, которую я сделал, это лоза. Потом розы ковал, — рассказывает мужчина.

Все инструменты — горн (печь, в которой разогревается металл), наковальню, "улитку" (приспособление для формирования узоров), молот — Василий изготовил сам. Для ковки он использует железный прут, который раскаляет в горне. Затем по трафарету при помощи "улитки" придает ему форму, гнет спиралевидные узоры. После собирает отдельные части и спаивает их в одно целое.

Мне больше по душе делать просто красивые вещи. Скорее, декоративные, нежели практичные, — делится Василий.

И в этом легко убедиться. Обычные по своей сути предметы в руках Василия преображаются в настоящие произведения искусства. Например, мангал или дровница в исполнении мастеровитого кузнеца могут стать истинными украшениями сада.

Скучную работу не люблю, — признается мужчина. — Отчасти поэтому не всегда соглашаюсь работать на заказ. Бывает, просят люди изготовить определенную вещь, а я уже понимаю, что не стану браться. Например, ворота ни за что не возьмусь делать. Может, я нетерпелив в какой-то степени, но мне нужно сразу видеть результат своего труда. Вот, наверное, по этой причине я выбрал металл, а не дерево. Пытался как-то нарды вырезать, да так и не закончил. Терпения не хватило. Если я трачу четыре часа, то все-таки хочу получить законченное изделие.

Делу время

Точное количество времени на создание какой-либо вещи Василий затрудняется назвать.

Знаю, что цветок могу выковать за час, а остальное что-то не засекал. Ковать получается только в свободное время. Но почти ни дня не было, чтобы я не занимался любимым делом. Хоть полчаса, но поработаю, — улыбается кузнец.

Совмещать основную работу, семейную жизнь и необычное увлечение – задача для настоящего мужчины. И Василию с успехом это удается. Тем более, когда семья поддерживает.

Я отношусь к хобби мужа абсолютно адекватно. Он долго к этому шел, и ковка для него важная часть жизни, — говорит супруга Василия Наталья. — Конечно, в приоритете у него домашние дела, а потом уже все остальное. Но когда муж занят у горна, я стараюсь не мешать. Он целиком уходит в свои мысли, ваяет, так скажем, творит. А потом уже зовет посмотреть, что сделал.

Кузнец счастья

Август на дворе, а я вдруг замечаю у Василия заготовки полозьев для санок. Ну не иначе, как Дед Мороз, решил готовить сани летом: причудливый витой узор невольно наводит на мысли о зимнем волшебнике. Вопреки ожиданиям, железные детали вовсе не такие увесистые.

Я стараюсь делать так, чтобы вещи получались не совсем уж массивными. Например, санки ребенок вполне сможет катить без помощи взрослого, — уверяет кузнец.

А вот плоская, совсем непримечательная пятилепестковая звездочка. Вскоре ей предстоит стать величавой неувядающей розой.

К розам у меня особенное отношение. Как-то выковал пять роз. Вез их в машине. Смотрю, пара молодая стоит — свидание. Я притормозил и отдал им одну розу. Просто захотелось порадовать людей, — рассказывает мужчина.

Создавать красоту и делиться радостью — смысл работы для кузнеца Василия. В его руках даже суровый металл обретает душу.

Когда я занят ковкой, то пребываю в хорошем настроении, работаю с удовольствием. Меня это не утомляет, даже усталости не чувствую. Я думаю, что если человек берется за дело с горячим сердцем, то часть его души потом живет в получившихся изделиях, — убежден Василий. — Они почти живые становятся, это же ручная работа, получаются прочнее, соответственно, и радовать будут дольше. Я всегда стараюсь, чтобы вещь была идеальной. Не оставлю в покое, пока мне не понравится результат. Если что не так, могу даже почти готовое изделие бросить обратно в горн. Чтобы заново сделать, но уже без изъянов. Вообще кованые изделия почти вечные. Даже не могу точно сказать, сколько прослужит, например, кованый стул. Может, 10 лет, может, 20. Но даже если вещь сломается, металл — это тот материал, который всегда можно починить и вернуть в первозданный вид.

Нелёгкая эта работа

Со слов Василия может показаться, что ковка — занятие легкое и непринужденное. Но это совсем не так. Нужно обладать недюжинной силой, чтобы поднять один только молот, который весит семь килограммов. Василий позволил мне попробовать себя в качестве кузнечных дел мастера. Не то чтобы у меня это не получилось, но, ощутив вес молота, я поняла, что ковать — не женское дело. Да к тому же есть риск порезаться или обжечься: температура в горне достигает 250 градусов Цельсия. Василий показывает большой шрам — не поберегся и сильно ожег руку. Однако даже такие случаи не пугают кузнеца.

Конечно, необходимо соблюдать меры безопасности, — предупреждает мужчина. — Надевать очки, плотную одежду, перчатки. В момент резки металла искры могут попасть куда угодно, раскаленный прут тоже довольно опасен. Глаза быстро устают. Но меня это не останавливает. Намереваюсь совершенствовать свое мастерство, двигаться вперед. В ближайшее время хочу попробовать выковать садовый светильник. Такого еще не делал.

В будущем Василий планирует построить просторную мастерскую, где сможет ковать диковинные вещицы на радость себе и своим близким. А пока он с улыбкой берет заготовку-пятилистник и подкидывает дров в горн...

Лилия Дроздова
фото Виктора Абакумова, Лилии Дроздовой

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней