Включите JavaScript в настройках браузера.
Выберите режим
16 июня 2019
Сейчас читают:

Должны ли ученики работать летом на пришкольном участке?

Должны ли ученики работать летом на пришкольном участке?

Закончились учебные занятия в средних школах. И сразу же начались летние отработки. Мало кто из детей воспринимает эту повинность с восторгом. И у родителей отношение к этому вопросу тоже неоднозначное. Почему школьникам приходится работать на пришкольном участке, разбирался корреспондент YK-news.kz.

С лейкой и лопатой

Отзвучали последние звонки, но школьная жизнь продолжается и летом. Ученики младших классов с удовольствием проводят время в пришкольных лагерях. Старшеклассники сдают выпускные экзамены. А у ребят 5 - 8 классов — иные хлопоты. По утрам в каждом школьном дворе бегают подростки со шлангами, лейками и секаторами. Их обязанность — обихаживать насаждения на пришкольном участке. Для наших детей, не привыкших к физическому труду, — дело не слишком лёгкое. Хотя отведены для этого утренние часы, когда жара ещё не набрала силу. Обычно работа на пришкольном участке кипит с 8 до 12 часов, полностью затихая во второй половине дня.

График отработки составляет учитель биологии, — рассказывает педагог одной из городских школ. — Детей распределяют по всем каникулярным неделям. Ведётся специальная тетрадь, где расписаны виды работ по дням: когда полив, когда прополка, когда обрезка насаждений. Вместе с учениками на участке всегда двое учителей. Раньше у нас работали класс и его руководитель. Но это неудобно, ведь у семей свои планы на лето. Поэтому теперь отряды сборные. Педагогов для этих целей отзывают из отпуска. Я уже и не помню, когда в последний раз отдыхала без разрыва. Если кто-то не пришёл на участок, отмечаем в тетради, что не был. Но никаких санкций потом, честно говоря, не применяется. Больше давят на психику учителей — это же наша вина, что дети не пришли!

Ученики, ещё полчаса назад деловито сновавшие с лейками, сбавили темп, сгрудились в кучку и непринуждённо общаются.

На самом деле, ничего сложного, — отмечает семиклассница Карина. — Иногда даже весело бывает. Пацаны обливаются водой. Если дождь, то нас отпускают — работать-то всё равно нельзя.

Я всегда отрабатываю, — добавляет её подруга Айгерим. — В прошлом году как раз попала на День Астаны, так нас вместо участка повели на мероприятие в парк.

Хотя лучше бы без этого, — признаются девочки. — Некоторые в нашем классе никогда на отработки не ходят — и ничего!

Извольте заплатить!

Мы провели опрос в соцсетях, чтобы выяснить, как относятся к трудовой повинности усть-каменогорские родители. В голосовании принял участие 591 человек. Большинство согласилось с тем, что отрабатывать надо, но с учетом возможностей ребёнка и планов семьи. Более 30 процентов выступили категорически против. И в меньшинстве остались те, кто считает, что такой труд пойдёт детям только на пользу.

На полях обсуждения разгорелась дискуссия, которая нас несколько озадачила.

"А я не понимаю, зачем отправлять на отработки и субботники! — пишет Сергей Ерофеев. — Пусть школа деньги выделяет и уборку делают. Сколько помню, когда учился, это вообще идиотизм был. Меня воспитали так, что я мусор не бросаю где попало. А за другими я убирать не собираюсь и ребенка бы не отправил убирать за кем-то, еще и бесплатно".

"В том то и дело! Мы убирали листву и сухую траву, деревья-то общие, да и растут они не возле мусорки, им сложно свои листья сразу сбрасывать в контейнеры. В нашем детстве наркоманов не было, шприцы и презервативы не валялись под кустами, — рассуждает Ольга Карпеева и вносит неожиданное предложение: — Я двумя руками за, но с частичной или полной оплатой труда. В советское время были бесплатные субботники, но и лагеря тоже были бесплатными. Сейчас рыночная экономика. Любой труд должен оплачиваться. Многие дети с десяти лет с удовольствием бы работали на карманные расходы: и полезно и к деньгам развивается правильное отношение".

Ее поддержали многие участники дискуссии. Сёстры Рыбалкины высказываются в том духе, что в школе постоянные поборы, а значит, есть деньги, чтобы обойтись без детского труда.

"Учителя тоже не должны этим заниматься. Учителя должны учить, а дети — учиться. А территорию и помещение прибирать должна техническая служба: дворники, уборщики", — рассудительно замечает Александр Никитин.

"Почему многие категорически против? — удивляется Анастасия Зайкина. — Ведь в наше время мы все ходили на отработки, и это было весело. А сейчас вы растите поколение неженок. У меня дочь пойдет на них, и это не обсуждается даже!"

"Сейчас не коммунизм, а капитализм, — возражает Андрей Чибисов. — Любой труд должен быть оплачен. На каком основании мой ребёнок обязан идти и работать? У нас есть дачный участок с огородом, он там вполне приучится к труду".

И совсем немногих родителей беспокоит то, что подрастающее поколение растет не готовым к трудностям.

"Сейчас снег идет — все уроки отменяются! — иронизирует Владимир Гальцов. — Дождь пошел — все в школу не идут! Из детей делают потребителей".

Закон безмолвствует

Мы заинтересовались, прописана ли в каких-то документах летняя трудовая повинность школьников или она досталась нам в наследство от советского прошлого? И оказалось, что нормативно-правовая база этого вопроса попросту отсутствует.

Отработка учащихся на пришкольном участке не определена законодательно, — поясняет руководитель областного управления образования Сайрангуль Жумадилова. — В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона "О правах ребёнка в Республике Казахстан" дети с 14 лет вправе по разрешению родителей в свободное от учёбы время участвовать в общественно-полезном труде. Этот труд должен быть им доступен по состоянию здоровья и развития, не наносить вреда физическому, нравственному и психическому состоянию ребёнка.

Слово в слово тот же ответ даёт и руководитель городского отдела образования. При этом оба должностных лица сделали вид, будто не существует ни летней школьной практики, ни бытующей в некоторых организациях образования традиции "откупаться" от отработки семенами и садовым инвентарём.

Немногим разговорчивее были учителя биологии, в чью обязанность входит следить за состоянием пришкольного участка.

Несколько лет назад летняя трудовая практика прописывалась в инструктивно-методическом письме, — рассказывает учитель одной из городских школ. — Но как-то незаметно эта норма пропала. А повинность осталась.

Мы внимательно проштудировали инструктивно-методическое письмо о преподавании основ наук на 2018 - 2019 учебный год и, действительно, не нашли в 387-страничном документе ни регламентации таких работ, ни самого понятия "трудовое воспитание".

Впрочем, тем родителям, которые не против отработок, но по удобному для семьи графику, чиновники от образования советуют урегулировать этот вопрос с директором школы.

Надо, Федя, надо!

Получается, что школы незаконно занимаются эксплуатацией детского труда, и правы те родители, которые не отправляют своих детей работать на жаре задаром? Только вот всё ли так просто, как кажется?

Перед началом учебного года специальные комиссии подписывают акты готовности общеобразовательных заведений. Одним из параметров, которые оценивает комиссия, является состояние земельного участка, закреплённого за школой. Правда, как рассказал нам человек, неоднократно работавший в составе таких комиссий, пришкольные участки в Усть-Каменогорске обычно не доводят до такого состояния, чтобы заработать минус в акте по данному критерию. Но лишь потому, что всё лето на участках трудятся дети и учителя. Можно представить, в какую выжженную пустыню превратится местность вокруг школы, если никто не будет заботиться о ней в жару.

Одному дворнику не обиходить территорию полностью, включая полив и прополку всех клумб, — подтверждает завхоз одной из школ города. — В обязанности техничек работа на пришкольном участке не входит, они наводят порядок только внутри здания. А должности садовника-озеленителя в штатном расписании нет.

По традиции уход за пришкольным участком рассматривается как продолжение уроков биологии, — поясняет опытный завуч, курирующий предметы естественного цикла. — Дети должны знать, как ухаживать за живыми растениями.

В 2019 году было проведено тотальное обновление зелёных насаждений по программе "Жас Өркен". Весной в школах города срубили 353 старых дерева, взамен которых высадили 4339 саженцев. На наш вопрос: "Кто должен отвечать за приживаемость этих деревьев?" — мы получили ответ, из которого видно, что в городском акимате не осведомлены о том, что летний труд детей не регламентирован законодательно.

В организациях образования имеется график работ на пришкольном участке, утверждённый директором школы, согласно которому будет осуществляться уход за посаженными деревьями, сообщает заместитель акима Усть-Каменогорска Тамара Рахимжанова.

На другой вопрос: "Выделялись ли школам средства для найма работников, которые могли бы ухаживать за этими посадками?" — Тамара Анатольевна отвечает:

На озеленение города Усть-Каменогорское лесное хозяйство предоставило посадочный материал на безвозмездной основе. Наём лиц не требуется, так как это территория организаций образования.

Вот и всё, пожалуй, о том, может ли заниматься этим кто-либо кроме школьников. Разве что заставить всё лето поливать и пропалывать участки безответных учителей, полностью лишив их отпуска? Однако не факт, что в таком режиме они смогут учить детей после 1 сентября.

Нормативных документов нет, признаёт директор одной из городских школ. С теми родителями, которые категорически против отработок, мы предпочитаем не связываться. Но чтобы как-то регламентировать этот вопрос, внесли его в Правила внутреннего распорядка, в раздел обязанностей учащихся. Я считаю, что в красоту школы дети тоже должны вкладывать свой труд. Иначе кто её беречь будет?

Ещё категоричнее высказался его коллега с другого конца города:

Такая работа — это и применение теоретических знаний на практике, это дружба, скреплённая общим делом. Это любовь к своей школе. Сегодня дети классы не убирают, на пришкольном участке не работают. Дома палец о палец не ударят. Воспитываем трутней? А если завтра на жизненном пути у них встретятся трудности, они сразу падают духом. Они же ни к чему не приспособлены. Позиция: "Пусть кто-то работает, а я не пойду" — это чистейший эгоизм. А кто должен? То, что сами сделают, они и ценить будут.

И каков же итог? Нормативной базы нет, и по закону никто никому и ничем не обязан. Хотя пришкольные участки, конечно, и в этом году благополучно доживут до приёмки. Сохранённые руками тех, кого родители отправили трудиться, полагая, что им это не повредит. Тех, кто не считает зазорным приобретать трудовые навыки, обслуживая родную школу. Тех, кто не думает, что весь мир им обязан, а у них самих нет за него никакой ответственности.

Ирина Плотникова

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней