Включите JavaScript в настройках браузера.
Выберите режим
8 мая 2019
Сейчас читают:

В Усть-Каменогорске на парад выйдет легендарный Т-34-85

В Усть-Каменогорске на парад выйдет легендарный Т-34-85

Его признали лучшим танком Второй мировой войны. Легендарный Т-34-85 впервые будет участвовать в выставке военной техники на мемориале Славы 9 мая 2019 года. Сотрудники «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» собрали его из обломков многих машин, «погибших» на полях сражений.

История победного оружия

Танк Т-34 не случайно стал одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны. Для своего времени он был революционной машиной. Разработанный перед самой войной харьковскими конструкторами под руководством Михаила Кошкина, он отличался от своих современников передовыми техническими характеристиками: формой башни, повышенной скоростью и маневренностью. В марте 1940 года два опытных образца новейшего танка своим ходом проделали путь по бездорожью в 750 километров от Харькова до Москвы. Сам конструктор участвовал в этом танкопробеге, во время которого застудил лёгкие. Создатель не дожил до того дня, когда его детище вышло в бой. Он умер осенью 1940 года.

С начала войны и до 1943 года средний танк Т-34, оснащённый 76-миллиметровой пушкой, продолжал оставаться самой массовой и самой передовой боевой машиной. Но на Курской дуге впервые появился немецкий танк «пантера», который превосходил на тот момент по бронебойности любой танк антигитлеровской коалиции. «Тридцатьчетвёрки» гибли в поединках с «пантерами».

Впрочем, не всегда. Широко известен факт танковой «дуэли», которую выиграл под Харьковом у немецкого аса гвардии младший лейтенант Александр Милюков. Он использовал преимущества Т-34: маневрируя на скорости, сумел приблизиться на дистанцию поражения и всадил снаряд в уязвимое брюхо «пантеры», которое на мгновение показал ему враг.

В 1943 году стало очевидно, что Т-34-76 нуждается в доработке, чтобы успешно противостоять современным немецким машинам. С января 1944 года на вооружение Советской армии поступила модификация Т-34, оснащённая орудием калибра 85-мм. Именно этот танк был признан лучшим во Второй мировой войне.

Собирая по крупицам

Задачу добыть для бипэковского музея военной техники легендарный Танк Победы поставили уже давно. Однажды боевую машину уже пытались привезти, но из-за таможенных препятствий она так и осталась в России.

Нынешний танк Т-34-85 мастера «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» создавали из обломков разных машин, найденных на полях сражений.

- К сожалению, получить его целиком не представлялось возможным, - рассказывает сотрудник компании Дмитрий Добродеев. - Поэтому собирали по крупицам практически со всего СНГ, в основном, конечно, из Российской Федерации. Где-то там бронелист нашли, где-то здесь. Из скольких танков мы его собрали, сказать невозможно. Когда это всё приехало, уже здесь монтировалось. Была проведена грандиозная работа. Теперь это не просто макет, который стоит на постаменте. Танк на ходу.


Без комментариев

Реставрацией грозной боевой машины на БИПЭК занимались год. В этом процессе был задействован практически весь холдинг: инженеры-проектировщики, сварщики, автослесари, ремонтники. Все они подключались по мере выявления очередной проблемы с восстанавливаемой техникой.

Работа с музейными машинами идёт вплоть до самой выставки. Нашим корреспондентам посчастливилось увидеть танк ещё в ангаре. Вблизи он производит ошеломляющее впечатление и выглядит совсем иначе, чем на экране. Броня под свежей краской вся в раковинах. Время не щадит даже металл. На башне видны следы неровной обрезки — танкостроители в войну удаляли лишний металл, получившийся при отливке, не заботясь об аккуратности. С завода эти машины шли прямо в бой. Некоторые части танка, напротив, отличаются гладкостью и блещут новизной.


Следы неровной обрезки на башне — танкостроители в войну удаляли лишний металл, получившийся при отливке

- Заново воссоздана в основном внутренняя отделка, - рассказывает наш гид. - Подкрылки, топливные баки и разные мелочи. Их изготовили по чертежам. Каркасы сидений оригинальные, а вот обивка заменена. Подшипники, кривошипы, разумеется, пришлось менять на новые. А двигатель у него стоит родной. Силовая установка, тяги и рычаги — всё родное.

Живая память

Создание действующего парка боевой техники времён Великой Отечественной войны на БИПЭК считают своим делом чести. И здешние мастера не одиноки в стремлении вернуть к жизни металлических участников той войны. Ведь живых её свидетелей с каждым годом всё меньше.

- Нам очень помогают люди из других стран, которые тоже настроены на патриотизм, на воспитание молодёжи, - отмечает Дмитрий Добродеев. - Им тоже интересно восстановить, показать. Мы с ними созваниваемся, встречаемся в поисках какой-то информации. Нам рассказывают, как лучше сделать то, что мы не сможем сами. Бывает, просто безвозмездно отдают, не прося ничего взамен. Они знают, что мы каждый год выставляем эту технику. Не из каких-то корыстных целей, а чтобы молодое поколение видело, какой сложной была война. И опять же для сравнения с современными машинами. Чтобы увидели, как было трудно тогдашним водителям.

Сегодня в коллекции боевых машин БИПЭК три десятка единиц. Все они на ходу и ежегодно уходят на выставку своим ходом. На специальных платформах повезут только танки, чтобы не попортить гусеницами мостовые родного города. Среди жемчужин коллекции — редкая модель танка Т-26. Он «погиб» ещё в финскую войну зимой 1940 года и был извлечён из болота.

Выйдут на парад и легендарные «катюши» - реактивные установки БМ-13. Одну из них, на американском грузовике «Студебеккер», устькаменогорцы уже видели. Именно такая модификация была самой массовой, когда эти грузовики стали поступать в СССР по ленд-лизу.

Но в 2019 году на Стрелку приедет и другая «катюша». Установка на базе советского грузового автомобиля ЗИС-6 была принята на вооружение 21 июня 1941 года и впервые обстреляла фашистов 13 июля 1941 года под станцией Орша. Эту машину мастера БИПЭК покажут городу в первый раз.

- Собирали там кусок, здесь кусок, - объясняет Дмитрий Добродеев. - Часть нашли под Рязанью, саму установку под Санкт-Петербургом. Есть такие запчасти и детали, которые уже невозможно отыскать. Их приходится изготавливать согласно чертежам Горьковского автомобильного завода. Таких установок на базе грузовика ЗИС-6 в мире остались единицы. Самих по себе трёхосных ЗИС-6 было выпущено не так много перед войной. Их изымали в кратчайшие сроки из колхозов, с автобаз — для установки на них БМ-13.

Все машины, идущие на парад, заправляются не современным бензином или соляркой. Для них при помощи специальных химических соединений понижают октановое число современного горючего.

- Всё делается специально для этих машин, - поясняет Дмитрий Добродеев. - Ведь их двигатели рассчитаны для того горючего. Тот же ЗИС-6 спокойно мог работать в жаркое время даже на ламповом керосине.

Реставраторы из БИПЭК гордятся своей работой. Не каждому в наши дни дано даже увидеть эту технику, не говоря о том, чтобы восстановить её с нуля. Сделать так, чтобы жители Усть-Каменогорска могли прикоснуться к живой памяти войны. На этих машинах наши предки шли в бой. На них они гибли. На них они победили.

Ирина ПЛОТНИКОВА,
фото Виктора АБАКУМОВА

Нравится
Смешно
Вау!
Печалька
Кошмарно
Не нравится

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней