Включите JavaScript в настройках браузера.
Выберите режим
3 августа 2019
Сейчас читают:

Автотур "Восточное кольцо 2019": Усть-Каменогорск - Алтай - Катон-Карагай - старая австрийская дорога - Маркаколь - Черный Иртыш - Курчум - Усть-Каменогорск

Автотур "Восточное кольцо 2019": Усть-Каменогорск - Алтай - Катон-Карагай - старая австрийская дорога - Маркаколь - Черный Иртыш - Курчум - Усть-Каменогорск
Вид на озеро Маркаколь

Проехать по популярному кольцевому маршруту мечтают многие туристы. Здесь есть всё: экстрим для водителей, возможность искупнуться для любителей пляжного отдыха, тишина для тех, кто устал от городской суеты. Маршрут непростой, для него необходимы несколько свободных дней, опытный водитель, хороший штурман, надежный внедорожник. И, пожалуй, главное — желание увидеть невообразимую красоту.

В этом материале вы узнаете, как отправиться к Маркаколю и как преодолеть сложности старой австрийской дороги. Об этом рассказывают те, кто буквально на днях вернулся из поездки. Михаил Лёшин, Ольга Лужнова и Артем Радин поделились впечатлениями, подробностями и фотоснимками своего автотура, прошедшего 23 - 27 июля.

Подготовка к поездке

Семь лет назад Ольга Лужнова уже ездила подобным маршрутом. Сама была за рулем и с точки зрения водителя знает, что такое старая австрийская трасса. Это дорога по полуразрушенным мостам, кое-где — вплавь по броду. Это подъемы и спуски, с грязью и глиной. В общем, при хорошем представлении о маршруте была и cоответствующая подготовка.

Обязательно нужно взять в дорогу буксировочный трос с двукратным запасом, лопату и прочий инструмент, запасное колесо, уже проверенное, обкатанное ранее, — говорит водитель экспедиции Михаил Лёшин. — В идеале лучше прихватить с собой также лебедку и цепи. Они помогут вытянуть авто в случае, если машина, не дай бог, увязнет в грязи или попадет в болото.

Знающие люди не советуют ехать в одиночку (то есть только на одном автомобиле). Лучше всего найти себе единомышленников. Отправляться в путешествие рекомендуется на двух - трех машинах.

Описание маршрута

Выезжаем из Усть-Каменогорска и едем в сторону города Алтая. Путь проходит мимо Бухтармы, поэтому любители воды могут искупаться и при желании даже разбить здесь лагерь и остаться с ночевкой. Всё зависит от того, сколько свободного времени у вас в запасе. Далее ключевые точки маршрута выглядят так: Алтай — село Улкен Нарын (ранее - Большенарым) — Катон-Карагай — поселок Шынгыстай, через два - три километра поворот направо и грунтовая дорога. Ее перегораживает шлагбаум: здесь нужно оформлять пропуска и вносить плату за нахождение на территории Маркакольского природного заповедника. Обычно никаких сложностей с этим не возникает, требуется лишь документ, удостоверяющий личность. Конечно, записывают номер машины, цель и сроки поездки.

Далее на маршруте — перевал Бурхат. Изумительно красивое место. Здесь обустроена смотровая площадка, с нее открываются замечательные виды. Дорога неплохая, ветви деревьев подрублены. По всему видно, что здесь следят за территорией.


Вершина перевала Бурхат

А вот потом на пути возникает брод и первый мост. Начинается старая австрийская дорога.

— Брод ровный, хороший. На высокой машине преодолеть его несложно, — рассказывает водитель Михаил Лёшин. — Вообще, конечно, в такую поездку нужно отправляться однозначно на джипе. Хотя мы встретили на пути местных жителей на обычной переднеприводной легковушке. Как они проезжают на ней брод, грязь и подъемы в гору — для меня загадка.

Держим путь в Урунхайку. Это порядка 70 километров. Здесь вы встретите пять мостов. Говорят, что несколько лет назад во время "большой воды" эти мосты были полностью разрушены. Потом их восстановили, и сейчас по ним ехать можно. То есть, конечно, это обычные деревянные сооружения, зачастую без перил и ограждений. Но если двигаться аккуратно, не лихачить — проезд вполне сносный.


Старая австрийская дорога

После мостов начинается второй перевал — Алтай. Вот тут водителям приходится непросто. Грязь (особенно после дождей), затяжной подъем вверх, и с обеих сторон от дороги — либо гора, либо болото, либо обрыв. Перспектив для маневров — никаких. На сложных участках пути необходимо, чтобы кто-то из попутчиков выходил из машины и координировал действия водителя.

В целом при благоприятных обстоятельствах старую австрийскую трассу проезжают за день. Остановиться на ночлег можно в палатках или в гостевом доме у местных жителей в Урунхайке. Эта деревня находится на берегу озера Маркаколь. Вода холодная, искупнуться удается редким туристам, приехавшим сюда в знойную жару.

Следующая точка маршрута после Маркаколя — Черный Иртыш. Здесь, наоборот, водичка, как правило, теплая. Но нашим путешественникам с погодой не повезло.


Чёрный Иртыш

Мы приехали к Черному Иртышу и даже не смогли найти место для купания! — с разочарованием вспоминает Ольга Лужнова. — Берег заболочен, не подойти. Вода в нашу поездку оказалась холодной. И самое страшное — комары. Полчища комаров! Конкуренция среди них — бешеная, атакуют они моментально! Мы смогли продержаться на открытом воздухе совсем недолго.

Возвращение домой — через Курчум. И здесь есть несколько вариантов маршрута. В идеале автотур "Восточное кольцо" включает в себя посещение мыса Шекельмес и урочища Киин-Кериш (сакральное место ВКО, о котором мы писали ранее). Михаил Лёшин и Ольга Лужнова были там в позапрошлом году, поэтому нынче не стали заносить марсианские пейзажи в свой маршрут. Вместо этого можно отдохнуть на самарских пляжах. Вода там очень теплая, на побережье — песок. Прекрасный отдых и купание — гарантированы.

Еще один вариант — на обратном пути можно заехать на Таинты (озеро Шыбындыколь). И там вдоволь накупаться. Если время позволяет, даже остановиться на побережье с ночевкой.

Оптимальный срок поездки

В идеале четыре дня. Минимально можно уложиться и в три, но в этом случае будет крайне мало времени для отдыха. Придется всё время спешить.

Это нужно знать

Направляясь в сторону Маркаколя, пообедать можно в Катоне. На улице Абая есть прекрасное кафе: кормят очень вкусно и недорого.

Возвращаясь обратно через Курчум, имеет смыл сделать крюк и заехать в село Миролюбовка. Участники недавней экспедиции — Михаил, Ольга и Артем — дружно заверяют, что готовят в Миролюбовке просто изумительно! Есть обалденная свежая выпечка. Ради такого обеда стоит проехать и лишние 20 километров.

В Урунхайке во всех магазинах с 12.00 до 14.00 — обед.

Теперь о сотовой связи. На старой австрийской трассе ее просто нет. В Урунхайке появляется слабый сигнал, а вот в районе Курчума мобильники работают довольно стабильно.

Собак или кошек везти в поездку не рекомендуется. Могут возникнуть проблемы при заезде на территорию Маркакольского природного заповедника.

Отдельно нужно сказать про топливо. Его лучше брать в дорогу с запасом. Так надежнее. Направляясь на "староавстрийку", помните, что последняя заправка находится в Катоне. Всё, следующие 400 километров пути возможности дозаправиться не будет. И еще. Водители отмечают, что топливо по трассе — сомнительного качества и стоит оно значительно дороже, чем в городе.

Краткая справка

О существовании старой австрийской дороги в Восточном Казахстане знают даже россияне. Однако нам, казахстанцам, известно о ней немногое. Пролегает трасса в сложной горной местности. Дорога плохая, но проходит по удивительно красивым местам. Старая австрийская трасса связывает Катон-Карагайский и Курчумский районы.

Эта дорога — своеобразный памятник истории, архитектуры и человеческого труда. "Староавстрийку" строили практически вручную на высоте 2000 метров над уровнем моря. Трасса овеяна легендами. Достоверной информации немного. Известно лишь, что она была построена после Первой мировой войны, в 1914 - 1916 годах, австрийскими военнопленными. Отсюда, собственно, и название дороги.

Старая австрийская дорога проходит в непосредственной близости от озера Маркаколь и Маркакольского заповедника. Трасса полуразрушена. Данный маршрут принято считать джип-туром. Он отлично подойдет для любителей экстрима.

Ирина Краскова
Фото Артема Радина и Ольги Лужновой

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней