Включите JavaScript в настройках браузера.
12 июня 2015
Сейчас читают:

Сотни жителей ВКО лишились летнего отдыха из-за недобросовестного туроператора

Сотни жителей ВКО лишились летнего отдыха из-за недобросовестного туроператора
Фото Виктор Абакумов

Нынешний сезон отпусков на заграничных пляжах начался для казахстанцев с очередного потрясения. Утром 3 июня жильцам турецких отелей сообщили о скором выселении из-за проблем с отечественной компанией, организовавшей отдых. Накопив огромные долги, турфирма не смогла оплатить вовремя ни перелеты, ни проживание клиентов. Руководитель теперь уже печально известного ТОО "Tengri Travel System" спешно "эвакуировался" в Европу от лавины гневных обращений туристов, оставив на официальном сайте фирмы скупое сообщение о приостановке деятельности.

Среди оставленных на произвол судьбы на берегу Средиземного моря оказались 30 жителей Восточного Казахстана. Еще около ста человек приобрели туры на будущие несколько месяцев в местных агентствах. Несмотря на купленные путевки и билеты, восточноказахстанцы вряд ли смогут попасть на долгожданный отдых. Почему казахстанский рынок туризма систематически лихорадит? Для чего эксперты предлагают поднять стоимость путевок и как обезопасить отечественных туристов от перспективы быть брошенными на чужбине, выясняли корреспонденты YK-news.kz.

"System"ная ошибка

ТОО "Tengri Travel System" отправляло жителей Казахстана в зарубежные туры больше десяти лет. Отчасти поэтому у клиентов не возникало никаких сомнений в надежности оператора. Только на летне-осенний период фирма продала почти пять тысяч путевок. Наиболее популярными направлениями стали Турция, Чехия и другие страны Европы. В конце мая группы отечественных туристов благополучно приземлились на чартерах в аэропорту Анталии. Не догадываясь о том, что через пару дней им настоятельно предложат оплатить проживание снова или паковать недавно разобранные чемоданы.

Ночью со 2 на 3 июня на сайте "Tengri Travel System" появилось сообщение о приостановке деятельности компании. Руководитель фирмы покинул страну, оставив огромные долги перед представителями принимающей стороны. Только в Турции оказались 700 казахстанских туристов, которым аннулировали оплату отелей, перелетов и всех остальных услуг из-за долгов туроператора. В Восточно-Казахстанском филиале Ассоциации туристских агентств Казахстана (АТАК) подсчитали, что 30 человек из числа пострадавших – жители ВКО.

- В тот же день принимающая сторона выставила информацию о выселении туристов в связи с отсутствием оплаты с 28 мая, - прокомментировала руководитель местного филиала АТАК Мария Русина. - Мы провели длительные переговоры с турецкой стороной, и клиенты остались еще на сутки. В консульстве Казахстана в Анталии создан штаб помощи клиентам, которые попали в эту ситуацию. Кроме того, организованы рейсы авиакомпании "Air Astana" со стоимостью билетов в 100 долларов США.

По предварительным данным, большинство агентств, клиенты которых остались в Турции, выразили готовность покрыть расходы туристов за свой счет.

Ассоциация туристских агентств Казахстана направила в прокуратуру письмо с просьбой принять меры к руководству недобросовестного оператора.

Невозвратный билет

Еще сто жителей Восточного Казахстана успели приобрести туристические пакеты от ТОО "Tengri Travel System" на период с июня по сентябрь.

- Есть договоренность с авиакомпанией "Air Astana", которая будет исполнять свои договорные обязательства по вылетам из Алматы в Анталию и обратно до 18 июня, в Астане такая же полетная программа продлится до 19 июня и не более, - продолжила госпожа Русина. - Как представитель Ассоциации туристских агентств Казахстана я хочу обратиться к тем, кто приобрел туры. Даже если у вас есть на руках авиабилеты на указанный срок, наземного обслуживания по факту нет. Если клиент все же решит ехать, то он делает это на свой страх и риск. Придется ему или его турагентству повторно оплачивать все услуги и проживание. В ином случае они прилетят, выйдут в аэропорту Анталии, их никто не встретит и не заселит.

По словам экспертов, большинство туристов, оказавшихся в подвешенном состоянии на турецком побережье, приобрели путевки задолго до поездки.

- Большую роль играет экономическая составляющая, - поясняет представитель местного АТАК. - Я не могу комментировать финансовую деятельность оператора. Но, судя по всему, получается, что они продавали пакеты ниже их реальной стоимости. Есть понятие "раннее бронирование", которое начинается в январе. Тогда действительно цена была значительно ниже. В основном все люди, которые сейчас пострадали, приобрели путевки еще до марта.

Примечательно, что о проблемах с отелями некоторые туристы узнали по телефону от собственных турагентов. К другим отдыхающим обратились напрямую представители принимающей стороны.

- Вечером 2 июня с нами связался гид и сказал, что за нас не внесли часть платы, - рассказывает устькаменогорец Андрей Пичугин. - Он сказал, что если оплата не появится до следующего дня, то нас выселят. Я связался с нашим агентством, и меня заверили, что проблему решат. 3 июня позвонила директор турфирмы, чтобы нас успокоить. Тем же вечером гид сообщил, что проблем уже нет.

По словам представителей палаты предпринимателей ВКО, никакой паники среди отдыхающих неприятное известие не вызвало. Большинство из них решили остаться в Турции до запланированной даты выезда.

- Некоторые хотят прервать отдых, говорят, что в таких условиях он не приносит им удовольствия, - рассказывает Мария Русина. - Тем не менее большая часть туристических агентств повторно оплатила все расходы по путевкам, чтобы выполнить свои обязательства перед клиентами.

Отдых с одышкой

Большинство казахстанцев, узнав о ситуации с ТОО "Tengri Travel System", тут же провели параллель с прошлогодним побегом из страны руководства фирмы "Гульнар тур". Напомним, у компании отняли лицензию, а в отношении ее директора возбудили уголовное дело по статье "Мошенничество". Тогда отдыха лишились сотни казахстанцев. По примерным оценкам, только жители Усть-Каменогорска потеряли около 13 миллионов тенге из-за махинаций недобросовестного предпринимателя.

- Действительно, ситуация на рынке туристических услуг в Казахстане повторяется с пугающей закономерностью, - подтверждает руководитель филиала АТАК по ВКО. - В конечном счете вся ответственность перед отдыхающими ложится на маленькие агентства, которые на самом деле ни в чем не виноваты. Они работают непосредственно с физическими лицами и вынуждены компенсировать им ущерб из своего кармана, чтобы не лишиться клиентов.

При нынешнем положении вещей и действующих нормах законодательства маленькие фирмы могут попросту разориться, считают эксперты. Прогнозировать ущерб, нанесенный индустрии туризма, в перспективе пока не берется никто. В то же время специалисты отмечают резкий всплеск интереса к путешествиям внутри Казахстана.

- До краха "Tengri Travel System" уже был спад продаж где-то на 23 процента после истории с "Гульнар туром", - комментирует директор Ассоциации туристских агентств Казахстана Эльнара Етимова. - А последние события стали чем-то вроде контрольного выстрела в голову индустрии внешнего туризма. Заметно, что люди стали с опаской резервировать путевки. Особенно это касается раннего бронирования. Все понимают, что в этой ситуации риски максимальны. А вот интерес к казахстанским турам, напротив, вырос. Пользуются спросом санаторно-курортный отдых, путевки на Алаколь и Балхаш.

Единственное, что, по мнению экспертов, может спасти отечественные турфирмы в нынешней ситуации, это изменения в Законе "О страховании".

- Необходимо страховать не только и не столько гражданско-правовую ответственность туристических предприятий, а самого туриста от невыезда, - поясняет госпожа Етимова. - Стоимость тура, конечно, вырастет на цену страховки. Но клиент станет независим от оператора, агентства и авиакомпании. Например, что-то случилось с билетами на самолет, человек приобретает себе новые, а страховая компания компенсирует ему эти затраты. Представители нашей ассоциации сейчас ведут переговоры с руководителями заинтересованных организаций, чтобы внести соответствующие изменения в законодательство.

Председатель Национальной лиги потребителей и мажилисвумен Светлана Романовская предложила более кардинальное решение проблемы.

- Еще полгода назад мы говорили о том, что скоро будет сезон, спрашивали, что предпримете для того, чтобы не было опять компаний, которые вводят потребителей в заблуждение, - передают слова Светланы Юрьевны республиканские информагентства. - В конечном итоге опять все, как и было. Я вообще считаю, что министра (Асета Исекешева - прим. автора) надо снимать, потому что это происходит каждый раз, из года в год. Я думаю, что все-таки мы будем подавать исковое заявление на министерство (по инвестициям и развитию РК - прим. автора) от Национальной лиги потребителей. Просто подождем людей, которые официально к нам обратятся. Ведь это халатность и бездействие привели к таким последствиям.

Пока в Астане решается судьба будущих туристов, нынешним пострадавшим от недобросовестных бизнесменов предлагают обратиться в агентство, продавшее путевки. Руководство фирмы сможет направить жалобу в страховую компанию. И испорченный отдых должны компенсировать. Правда, весьма сложно предугадать, сколько времени может занять такой возврат. Как известно, разбирательства после банкротства "Гульнар тура" все еще не завершились.

Зарина Жумагалиева

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней