Обратная связь

22 декабря 2017, 12:22

Андрей Ахаев. Раскрыть одарённость в каждом

Счастливая особенность работы педагога в том, что уча других, он постоянно совершенствуется сам. Валеологическая школа-комплекс для одарённых детей, международная школа творчества Science Travel, Университет детей — осуществив хоть один подобный проект, любой может считать, что недаром прожил жизнь. Но доктор педагогических наук Андрей Ахаев никогда не останавливается на достигнутом.

В год обретения Казахстаном независимости Андрей Ахаев заканчивал Восточно-Казахстанский государственный университет. Отличник, спортсмен-легкоатлет, участник Всесоюзной студенческой олимпиады, после выпуска он начал работать учителем физкультуры в школе села Прапорщиково. Представитель учительской династии, Андрей с детства мечтал об этой профессии. Но первый педагогический опыт породил уверенность в том, что он может решать и более сложные задачи. Молодой человек окончил аспирантуру, в 23 года защитил кандидатскую диссертацию по педагогике и был признан самым молодым учёным Сибири. Имея десятилетний педагогический опыт, Ахаев пришёл в высшую школу, пройдя в ней путь от рядового преподавателя до первого проректора.

Наша справка

Ахаев Андрей Васильевич — педагог-просветитель, ученый-практик, специалист-валеолог, общественный деятель. Доктор педагогических наук. Действительный член (академик) Международной Академии КОНКОРД (Франция).

В настоящее время президент «Центра международного партнёрства», вице-президент международной ассоциации «EUROPASIA» по Казахстану и центральной Азии, научный руководитель КГУ «Валеологическая специализированная школа-комплекс для одаренных детей», проекта «Университет детей».

Автор более 150 научных трудов, в т.ч. 2-х монографий, 1-го учебника, 37-и учебных пособий, 6 авторских свидетельств. Награжден почетной грамотой Министерства образования и науки РК, почетными знаками «Отличник Образования РК», «За заслуги в развитии науки РК», орденом Ломоносова РФ за заслуги и большой личный вклад в укрепление дружбы, научного сотрудничества между Россией и Республикой Казахстан, Медаль имени Гёте Международной Академии Конкорд.

Слово «валеология», увиденное на обложке российского журнала, оформило окончательно то, о чем мечтал Андрей Ахаев. Учить людей быть физически, умственно и нравственно здоровыми. Первым проектом, который реализовал молодой педагог в 1997 году, была организация в Усть-Каменогорске первого городского валеологического центра. Это был центр здоровья, где занимались спортом взрослые и дети. Комплекс включал в себя реабилитационный центр и водолечебницу.

Но Ахаев уже мечтал создать частную школу — не оздоровительную, а обучающую детей быть здоровыми. Образцом для него была родная школа села Прапорщиково, директором которой был его отец Василий Иванович. Школа здоровья и индивидуального развития — таков был второй проект Андрея Ахаева, начатый в 1998 году. На первом этапе в школе обучались только ученики старших классов. Через год школа получила ещё одно здание и стала принимать детей с 1 по 11 класс, став областной валеологической школой. Позднее пришлось отказаться от комплектования старших классов, так как материальная база школы не позволяла создать соответствующие современным стандартам кабинеты химии и физики. На сегодняшний день школа-комплекс включает в себя группы детского сада и начальные классы.

С 2005 года в школе начали реализовывать направление работы по развитию детской одарённости. В 2018 году областная валеологическая школа-комплекс для одарённых детей отпразднует своё 20-летие.

Опыт создания здоровьесберегающего пространства, апробированный в валеологической школе-комплексе, вызвал широкий интерес у научной общественности. Для Казахстана этот опыт был совершенно новым, научные наработки в этой области имелись только в России. Ахаев занимался теоретических обоснованием здоровьесберегающей педагогики, создавал методические рекомендации для учителей.

В 2008 году в рамках международной конференции школу посетили гости из Франции, интересующиеся опытом школы здоровья. Здоровый образ жизни и долголетие является национальной ценностью французов. Профессор Ахаев был приглашён в Париж на форум по здоровому образу жизни. Во время этой поездки состоялось знакомство, открывшее в жизни Андрея Васильевича новую страницу.

Профессор Григорий Томский, учёный-математик — создатель интеллектуальной игры ЖИПТО, пользующейся большой популярности во Франции. Он предложил познакомить Казахстан с этой увлекательной игрой. Ахаева сразу заинтересовал педагогический потенциал этого проекта. Под его руководством в сотрудничестве с городским методическим кабинетом была создана команда энтузиастов, которые разработали теорию и методологию интеллектуального развития посредством игры ЖИПТО, создали на её основе педагогическую технологию. На сегодняшний день более 5000 учителей ознакомлены с этой технологией через мастер-классы и применяют её в обучении детей.

Совместно с профессором Томским в 2010 году Андрей Ахаев начал проводить международные школы творчества в Европе. К сегодняшнему дню состоялось 38 таких школ, география которых составила 24 страны, в первую очередь Францию и Россию. Более 3000 ребят были участниками этих школ, защитили свои научные проекты, выполнили задания обучающих олимпиад по математике, истории, литературе, выступили на конкурсах чтецов и фестивалях искусств, посетили научные организации, побывали в Совете Европы и в ЮНЕСКО. Главной задачей международных школ творчества Science Travel является раскрытие одарённости в каждом участнике, раскрытие их творческого и духовного потенциала.

Андрей Васильевич всегда находится в поиске перспектив дальнейшего развития. Многовекторность его работы над развитием детской одарённости и здорового образа жизни подтолкнуло его к началу нового масштабного проекта. Этот проект называется «Университет детей». Направления работы университета охватывают аудиторию с 4 до 17 лет. Его задача — с самых малых лет привить детям вкус к научному исследованию, эксперименту, развить их творческое мышление.

Для педагогов проводятся мастер-классы по инновационным технологиям в системе игровой педагогики. Производятся и распространяются учебно-методические комплексы и игровые комплекты для дошкольников. Андрей Ахаев умеет не только продуцировать новые идеи, но и добиваться их реализации.

Три главных вопроса о нашем времени:

— Андрей Васильевич, что Вас тревожит в нашем времени?

— Международная ситуация, прежде всего. И реформирование системы образования, которое сейчас идёт. Требуется время, чтобы новая система нормально заработала.

— А что Вас радует?

— Живы-здоровы родители. Прекрасные дети. Есть любимое дело, команда единомышленников. У меня есть формула — профессиональное счастье. Оно заключается в умении и возможности пройти от идеи до результата.

— Каким бы Вы хотели видеть Казахстан завтрашнего дня?

— Наше образование сегодня определяет уровень развития нашего общества завтра. Я хочу видеть сильное и развитое общество, стабильное, уверенное в завтрашнем дне. Чтобы он вошёл в 30 развитых стран.

Ирина Плотникова

Просмотров: